Воспоминания учеников Оямы

Алексей ГОРБЫЛЕВ, Олег АРТЕМЕНКО
Общая характеристика
Новички, приходящие в залы боевых искусств под влиянием
просмотра кинобоевиков, обычно ждут от мастера демонстрации каких-то
невероятных приемов: высоченных прыжков с несколькими ударами ногами, невидимых
глазу скоростных ударов, изощренных приемчиков. Таков
шаблон массового сознания, которое все измеряет КОЛИЧЕСТВОМ и не в состоянии
оценить КАЧЕСТВО. Для профана мастер - это тот, кто бьет сильнее, быстрее, прыгает
выше, разбивает больше кирпичей, умеет выделывать сложнейшие «вертушки»,
совершать акробатические прыжки. Однако каждый, кто потратил на изучение будо годы, знает, что далеко не всегда человек, обладающий
этими качествами, побеждает в бою. Есть еще что-то, что и составляет подлинное
мастерство. Измерить его невозможно, но, тем не менее, оно существует и
действует в высшей степени эффективно. Подлинное мастерство не зависит от форм,
ибо его основная характеристика - способность свободно изменяться, реагируя на
изменения ситуации. Важнейшим его компонентом является мгновенная интуитивная
оценка ситуации, которая слагается из оценки времени атаки и защиты, дистанции
и мгновенно реализуется в конкретных действиях. Именно таким подлинным
мастерством и обладал Ояма Масутацу.
Накамура Тадаси
Родился в 1942 г. Учеником Оямы стал в 1954 г. В 1965 г. прошел тест в 100
боев подряд. В составе команды Кёкусин в 1966 г. принял участие в
турнире против команды муай-тай в Бангкоке и
нокаутировал чемпиона Таиланда Тан Салена. В течение десяти последующих лет
отвечал за распространение Кёкусин каратэ в США. В 1975 г. вышел из Кёкусин кайкан и основал школу Сэйдо-дзюку. В настоящее время - обладатель 9-го дана.
Боевая техника Оямы была лишена
всякой вычурности. Он использовал простейшую технику: из ударов руками - сэйкэн гяку-дзуки (прямой кулаком
задней руки), уракэн-ути (хлесткий удар тыльной
стороной кулака), маваси-ути (круговой удар кулаком),
сётэй-ути (хлесткий удар основанием ладони); из
ударов ногами - кин-гэри (удар в пах), кансэцу-гэри (удар ребром стопы в колено), маэ-гэри (удар вперед) и усиро-гэри
(удар назад) - и, тем не менее, одолевал любого противника. По словам Накамуры Тадаси, «в основе стиля
спарринга кантё (президента организации) Оямы лежало
абсолютное владение техникой каратэ и его основами (кихон)».
«Я восхищался стилем кумитэ его расцвета, - добавляет
он. - После того, как начали проводиться соревнования по правилам Кёкусин, похоже, что практически все перешли на
использование амплитудных приемов, но в то время мы в равной степени
использовали удары руками и ногами. Мы занимались каратэ, в котором
использовались базовые приемы традиционного каратэ». Боевой стиль Оямы радикально отличался от того Кёкусинкай,
какой мы можем видеть сегодня на соревнованиях самого разного уровня. Как
утверждает Като Сигэо, «движения Оямы
были совсем непохожи на движения сегодняшних спортсменов, выступающих на уровне
всеяпонского чемпионата по Кёкусин.
Они были очень сильными и гибкими. Это были круговые движения, похожие на
характерные движения китайского цюаньфа. В основе их
лежал принцип: «Описывай круг с центром в точке, прямая линия - лишь
дополнение»... Ояме не нравился такой стиль
спарринга, какой мы видим сегодня, когда соревнуются только в выносливости, а
бойцы, пропуская удар за ударом, идут вперед с безразличным видом. Если такого
бойца свести в спарринге с по-настоящему сильным противником, его тут же
уложат. К тому же, с такой техникой с быками не повоюешь! Сосай
Ояма не раз говаривал: «Сегодняшние ребята ни козла,
ни собаку убить не смогут!»».
Ояма
значительно превосходил большинство своих учеников и ростом, и весом, и
физической силой. Он советовал им всемерно развивать силу, так как из своего
опыта боев с более крупными американцами сделал вывод, что одной техники
недостаточно для победы. Например, Ясуда Эйдзи рассказывает: «Исходя из своего опыта состязательных
боев заграницей, сэнсэй Ояма
советовал нам: «Главное внимание нужно уделять развитию силы, а не технике».
Традиционные школы каратэ такой подход считали ересью, но, как говорится,
«сказать легче, чем сделать». Если доведется сражаться с противником, вроде борца-кэтчера, исконное каратэ мало поможет. Поэтому
учитель Ояма и говорил нам: «Мы уступаем иностранцам
по физическим данным, поэтому просто сидеть, сложа руки, мы не можем. Нам нужна
такая физическая сила, чтобы мы могли одним ударом «уложить» противника». В
действительности, сила у него была колоссальная... Если он сближался с
противником вплотную, он не только приподнимал его в воздух ударом локтем снизу
вверх, но, обладая большой физической силой, еще и отшвыривал на несколько
метров от себя... Он учил, чтобы мы занимались исключительно развитием такой
силы, которая бы позволила отшвырнуть противника, пропагандировал «силовое
каратэ» и сам усиленно тренировался. «Малая техника - второстепенное, основное
же - физическая сила», - говорил он. Я сам своим ученикам, бывало, говорил,
что, если полагаться только на силу, то снизится скорость движений, но в
действительности суть проблемы в том, чтобы добиться их единства».
Однако манере спарринга Оямы не
была присуща ставка на грубую силу. По словам Оямы Ясухико, Ояма, «в отличие от
других черных поясов, спарринговал не только очень
яростно и жестоко. В его технике чувствовались изящество и осторожность».
Яркую характеристику мастерства Оямы
дает Като Сигэо: «С кем бы он ни спарринговал,
это выглядело, будто в схватке сошлись взрослый и ребенок. Иногда он нарочно
позволял нам наносить ему различные удары и каждый раз, сказав что-нибудь вроде
«хороший удар ногой», тут же наносил удар в ответ. Даже когда с учителем
начинали спарринговать сэмпаи
Асихара или Харуяма, через
несколько мгновений они уже влетали в стены зала. Какие бы приемы ни применял
его противник, ни один из них не достигал цели. У сосая
безусловно не было равных». Когда в 1957 г. Года Юдзо
попал в школу Оямы Масутацу,
мастер уже отошел от активных поединков со своими учениками (здесь сказалась и
травма колена) и в спаррингах только оборонялся. «Однако, как взрослый балуется
с ребенком, так и сосай «забавлялся» с «черными
поясами», как с игрушками, не рассматривая такое кумитэ
всерьез», - вспоминает Года. Им вторит Ояма Сигэру: «У меня был очень хорошо поставлен правый прямой
удар кулаком, но в сосая я попасть не мог».
В бою Ояма был совершенно расслаблен
и мгновенно контратаковал в ответ на любую попытку атаки. Хотя внешне его
движения казались мягкими, он мог мгновенно взорваться и уложить противника
одним ударом. «Для стиля спарринга кантё были характерны мягкие защиты,
неожиданные движения и изменения, но в момент кимэ он
со сдавленным криком «У!» и с мощным выдохом из живота и киай
в одно мгновение развивал колоссальную пробивную мощь», - вспоминает Накамура Тадаси.
Расслабленность и мягкость позволяли Ояме
двигаться совершенно свободно, изменяться в соответствии с изменениями
ситуации. Благодаря этому, движения его были совершенно непредсказуемы. Он не
использовал стандартных, запрограммированных связок и свободно применял
практически любые приемы каратэ, так что его руки и ноги могли в любой момент
вылететь с любой стороны по любой траектории. По выражению Оямы
Ясухико, «руки сосая
обладали абсолютной свободой изменения». К нему присоединяется и Накамура Тадаси: «Сэнсэй действовал абсолютно свободно и естественно, и мы
никогда не могли «прочитать» его движения...». Эта непредсказуемость постоянно
ставила учеников мастера в тупик. «Когда он позволял нам свободно атаковать
его, со стороны казалось, что он почти не двигается. В действительности, во
время спарринга мы просто приходили в смятение и не могли решиться атаковать
его. Мы все раздумывали, откуда придет удар -сверху или снизу, и неожиданно
оказывались на полу. Казалось, что дистанция достаточно велика и безопасна, что
мы можем бить руками и ногами, но в одно мгновение он непонятным образом оказывался
рядом с нами и каким-нибудь небольшим движением повергал нас на землю. Когда я
сейчас вспоминаю об этом, я понимаю, что кантё полностью контролировал и все
атаки с дальней дистанции», - вспоминает Накамура.
Ояма
практиковал и прививал своим ученикам спарринг, весьма близкий к реальной
уличной драке. В нем разрешалось практически все: опаснейшие удары ногами в пах
и в колено (одним из любимых приемов Оямы был топчущий
удар сверху пяткой в коленный сустав), тычки и шлепки пальцами по глазам, удары
головой, броски, даже укусы. Кумитэ такого рода Ояма в 30-летнем возрасте практиковал ежедневно,
схватываясь с несколькими десятками учеников подряд. Как правило, «черные
пояса» группировались в команды по 4-5 человек, и каждый из них по 2-3 мин спарринговал с Оямой, уступая
затем место следующему. Все это напоминало «мельницу» и длилось от 30 до 60
минут. При этом на кумитэ Ояма
настраивался не как на учебный бой, разновидность игры в «войнушку»,
а как на реальную схватку не на жизнь, а на смерть. Като Сигэо
вспоминает: «Учитель был силен не только в технике. Он далеко превосходил
большинство людей силой и обладал замечательной силой взгляда - никто не мог
устоять перед страшной силой его нахмуренных глаз».
Во время спаррингов Ояма
обязательно учитывал уровень подготовки своих противников. С младшими учениками
он «работал» очень аккуратно, стараясь не причинять травм. Он позволял им себя
атаковать и действовал от обороны. «Когда кантё Ояма спарринговал с нами, своими учениками, он всегда только
защищался. Провоцировал наши атаки и блокировал их», - рассказывает Накамура Тадаси. То же самое
утверждает и Года Юдзо: «У меня практически не
осталось впечатлений о кумитэ с сосаем
Ояма по той причине, что свободного поединка как
такового не было: как я ни пытался наносить удары руками и ногами, это было все
равно, что толкать гору, слишком уж велика была разница в силе. Однако и
чувства страха тоже не было, т.к. сосай не проводил
атакующих действий».
Гораздо больше доставалось от него сэмпаям
- братьям Ояма, Харуяме, Асихаре и др. Ояма Сигэру вспоминает: «Как-то раз во время такого кумитэ мой кулак попал в нос сосая.
Буркнув: «Подожди чуток», - он вытер кровь, и тут началось. Он хватал меня,
осыпал непрерывным градом ударов, волочил по полу, топтал ногами. Да-а, досталось мне здорово».

Года Юдзо
Ученик Оямы Масутацу с 1957 г. В настоящее время
- высший советник Кёкусинкай-кан, 7-й дан.
Однако несмотря на всю жестокость кумитэ
в период «додзё Оямы»,
которое порой походило на форменную уличную драку, Ояма
никогда не наносил ученикам серьезных травм и обладал в высшей степени
превосходным чувством контроля. Кроме того, он избегал наносить удары в голову
кулаком, предпочитая основание ладони, а удары кулаком в корпус проводил не в
полную силу. По словам Оямы Ясухико,
«...сосай никогда не атаковал нас в полную силу. Даже
выполняя уракэн, он, не сжимая крепко кулак, просто
наносил быстрый легкий удар полурасслабленной рукой.
Поэтому на следующий день после кумитэ с сосаем на теле не оставалось никаких повреждений. В то же
время работа с другими черными поясами нередко имела весьма неприятные
последствия. Несмотря на то, что кумитэ с сосаем часто затягивалось, после него всегда оставалось
хорошее настроение. Его чувство любви к нам было скрыто тем «кнутом», которым,
погоняя нас, он как бы хотел сказать: «Отлично, давайте-ка еще
позанимаемся...». Или, нанося мне удары: «Ясухико,
давай, давай!» Я полагаю, это единственное, о чем он думал, обучая нас».
С дальней дистанции из положения маэбанэ-но
камаэ с вытянутыми вперед обеими руками Ояма мгновенно сближался с противником, из левосторонней
стойки прихватывал переднюю руку противника правой рукой, а затем обрушивал на
него град ударов: основанием ладони левой, нукитэ
правой рукой и хлесткий удар правой ногой в пах.
Ояма
Ясухико в своих воспоминаниях описывает несколько
комбинаций, которые Ояма Масутацу
часто применял в спаррингах со своими учениками: «В кумитэ
сосай Ояма обычно стоял полубоком с выставленной вперед левой ногой. Не успеешь и
глазом моргнуть, а он уже приблизился к тебе, левой рукой сбил вниз твою
переднюю руку и одновременно правой ладонью накрыл тебе лицо. После этого
откуда-то снизу неожиданно следует уракэн левой
рукой, использовавшейся для защиты...
Иногда правой рукой сосай хватал
за волосы, а затем наносил уракэн. Отведя левую руку
партнера своей левой рукой, сосай сдвигал ее к центру
груди и неожиданно наносил в бок ему удар локтем. Затем следовал уракэн левой и прямой правой в корпус. Разумеется, он не
вкладывал всю силу в удар.
Часто мне доставалось, когда, сократив с выпадом правой
ногой дистанцию, сосай основанием правой ладони с
громким шлепком наносил круговой удар (маваси-ути).
Как правило, он приходился в район уха, так что в голове аж звенело. Если
партнеру удавалось убрать голову, то сосай с размаха
толчком сбивал его с ног.
Когда я атаковал ударом левой, передней руки, сосай блокировал и прихватывал ее своей левой рукой, правой
хватал мое плечо и, закручивая мое тело влево, сильным толчком сбивал на пол.
Вообще, бросковую технику он использовал довольно широко».
Стойки (тати) и боевые изготовки (камаэ)
Во время кумитэ Ояма чаще всего использовал высокие естественные стойки с
освобожденной от веса передней ногой - нэкоаси-дати
или кокуцу-дати - и стоял совершенно расслабленно и
непринужденно. Он предпочитал левостороннюю стойку, но вперед нередко выставлял
заднюю, правую руку. Правостороннюю стойку Ояма
принимал только эпизодически, как правило, для того чтобы продемонстрировать
какой-то особый прием.
Като Сигэо
Президент додзё Като Всеяпонской
федерации нового каратэдо (Дзэн Нихон
син каратэдо рэммэй) и зала Като Всеяпонской
федерации кик-боксинга. Один из первых учеников Оямы Масутацу и лидеров
японского кик-боксинга. 
Боевые изготовки (камаэ), т.е.
позиции рук, туловища и ног, в арсенале Оямы были
рассчитаны, прежде всего, на защиту лица, причем не только от ударов ногами, но
и от ударов кулаком. Вот описание Като Сигэо его
характерной боевой изготовки: «Он использовал боевую изготовку, в которой плечо
передней руки постоянно защищало подбородок, а сама рука для защиты лица была
поднята вверх в боевую изготовку маэбанэ-но камаэ - «крылья спереди». Ею он мягко отклонял удары
противника. Он постоянно двигался по кругу во внешнюю от противника сторону, а
потом, внезапно повернувшись, наносил удар основанием (передней) ладони в лицо.
Этот его удар был неотразимым и настолько мощным, что буквально сносил
противников с ног». В этой изготовке ощущается влияние бокса: та же стойка
боком, то же левое плечо выдвинутое вперед для защиты подбородка.
Многие воспринимают камаэ как нечто статическое. Однако боевые изготовки Оямы были совсем не такими. Его руки не фиксировались в
одном положении, а напротив пребывали в постоянном движении. Рассказывает Накамура Тадаси: «Во время
спаррингов сосай использовал различные боевые
позиции: начинал бой в боевой изготовке маэбанэ-но камаэ с обеими ладонями, выставленными вперед, а затем
быстро сближался с противником шагом передней ногой с подтягиванием задней,
переходя в позицию бирин-но камаэ
(«чешуя на хвосте») с выставленной вперед правой рукой в ударной позиции
«рука-копье» поверх левой руки или в рюхэн-но камаэ («изменения дракона») с обоими предплечьями,
помещенными горизонтально параллельно друг другу перед грудью одна над другой и
попеременно сменяющими друг друга. Эти выходящие то вверх, то вниз руки
превращались в удары типа уракэн-ути либо в захваты
за одежду противника в положении сюто - «рука-меч».
Казалось, что рука Оямы сейчас нанесет тебе удар, но
когда ты пытался защитить лицо, то мгновенно оказывался на полу, сбитый
подсечкой сэнсэя, напоминающей лоу-кик».
Схожую картину рисует и Ояма Ясухико: «Он то прижимал свою переднюю левую руку к груди и
направлял правую руку основанием ладони сётэй в лицо
противнику, то выставлял вперед левую руку, а правую руку прижимал к груди».
Удары руками
Сэйкэн-дзуки
Коронным ударом Оямы Масутацу был правый прямой удар кулаком задней руки (гяку-дзуки). Он обладал у него колоссальной разрушительной
силой. Стив Арнейл рассказывает, как однажды, в
начале 60-х гг. Ояма устроил грандиозное шоу для
японского правительства. Он предложил Арнейлу одному
держать одновременно пять досок, которые он собирался разбить ударом гяку-дзуки. Арнейл сказал, что
это невозможно,   и что он сам может
получить травму. Но Ояма стоял на своем, а спорить с
ним было не принято, и в итоге Арнейлу пришлось
сказать: «Ос-с»! Настраиваясь перед разбиванием, Ояма,
как обычно, обхватил тело руками, подсунув их под куртку каратэги,
затем решительно вышел в стойку и нанес удар. По словам Арнейла,
его руки совершенно не почувствовали удара, кулак прошел сквозь доски, как
сквозь воздух.
Другой ученик Оямы, Года Юдзо, говорит, что одно из наиболее ярких его воспоминаний
о физической мощи мастера связано с показательными выступлениями 1960 г. в усадьбе Цубакияма. Тогда один из старших учеников не смог одолеть
толстенный деревянный брус, а Ояма тут же с громким
треском переломил его одним ударом.
ЯсудаЭйдзи (Хидэхару)
Коллега Оямы
Масутацу по занятиям Годзю-рю.
После основания «додзё Оямы»
присоединился к его ученикам. В настоящее время 7-й дан Кёкусин
кайкан.
«Мне приходилось
слышать, что от удара учителя у быков трескались кости черепа, и что во время
демонстраций он запросто колотил большим железным молотком себе по костяшкам. И
если бы меня спросили, какой прием сосая был самым
замечательным, я бы сказал, что это был удар сэйкэн-дзуки.
Возможно, именно поэтому он никогда всерьез не опробовал его на своих
противниках из числа людей, ибо от такого удара любой противник просто бы
умер», - вспоминает Като Сигэо.
Последние слова не означают, что Ояма
никогда не применял сэйкэн-дзуки во время спаррингов
в зале. Это было «фирменное блюдо» для старших учеников. «Когда сэнсэй спарринговал не с нами, а
с более опытными сэмпаями, случалось, что и он
использовал удары кулаком. Поскольку я был всего лишь учеником первого класса
средней школы высшей ступени, то кантё меня просто щадил. Зато с сэмпаем Ясудой, уважаемыми Оямой Сигэру и Оямой Ясухико он спарринговал очень жестко, яростно», - вспоминает Накамура Тадаси. Когда он пускал
правый гяку-дзуки в ход, по словам Като Сигэо, «все, кому бы сосай ни
нанес удар кулаком, просто растягивались на земле».
Этот удар в исполнении Оямы был
столь хорош, что Накамура Тадаси
говорит: «Для меня воплощение каратэ - это прямой удар кулаком, а воплощение
удара кулаком - кантё Ояма. Поэтому для меня Ояма Масутацу - символ и
воплощение каратэ».
Сётэй-ути
В спаррингах с учениками Ояма
обычно наносил удары не кулаком, а основанием ладони (сётэй).
По этой причине многие утверждают, что удары сётэй у
него были коронными. Однако, как свидетельствует Като Сигэо,
«в действительности во время кумитэ он применял эту
технику только для того, чтобы снизить силу удара. Поэтому то место, куда бы он
ударил кулаком сэйкэн, он поражал с помощью ладони».
Ему вторит Накамура Тадаси:
«Когда он спарринговал с нами, своими учениками, он
почти не использовал сэйкэн-дзуки и только наносил
шлепки по лицу основанием ладони. Даже когда сэнсэй
наносил удары в солнечное сплетение или по ребрам, то тоже бил основанием
ладони».
Тем не менее, эти удары обладали у Оямы
поистине разрушительной мощью. Рассказывает Накамура Тадаси: «Может показаться, что удар ладонью - ерунда, но
когда его наносят с вкладыванием веса, со сближением, он очень эффективен. Я
сам не раз пропускал удары кантё Оямы по ребрам и в
живот и порой после них даже пошевелиться не мог».
Словно издеваясь над учениками, во время учебных поединков Ояма то и дело отвешивал им увесистые пощечины. По словам Оямы Сигэру, «сосай
бил левой ладонью не только в грудь или плечо, но и прямо в лицо, отчего у меня
всегда оставались следы от его пальцев. После одного-двух
часов тренировки лицо начинало немилосердно жечь, поэтому зимой было очень
приятно выходить на улицу после тренировки».
Удары ладонью могли наноситься по самым разным траекториям:
по прямой типа цуки, по кругу, наподобие фури-ути, и
т.д.
Ояма Ясухико
Один из первых
учеников основателя Кёкусинкай и инструктор «додзё Оямы». Родной брат и соратник
другого известного мастера каратэ, Оямы Сигэру. Был одним из первых чемпионов Японии по Кёкусинкай. В настоящее время - верховный наставник (сюсэки сихан) Всемирной
организации каратэ Оямы (WorldOyamaKarate), основанной Оямой Сигэру, обладатель 8-го
дана.
Маваси-ути
Еще одним коронным ударом Оямы
был круговой удар кулаком маваси-ути. Рассказывает Накамура Тадаси: «Он часто
использовал и круговые удары, но, в отличие от стандартного маваси-ути,
наносил удары внутренней стороной головки кулака (кэнто),
тем местом, которым наносят хайто-ути. Головка кулака
у кантё была в несколько раз больше, чем у обычного человека, и прекрасно
закалена со всех сторон. Поэтому сэнсэй мог свободно
бить головкой кулака с внутренней стороны. Если противник пытался сблизиться с
учителем спереди, он мгновенно уходил в левую сторону под углом в 45 градусов и
на встречном движении наносил круговой удар маваси-ути
правым кулаком. Но из-за того, что бить таким образом в лицо или солнечное
сплетение очень опасно, он специально бил противника в грудь».
Уракэн-ути
Активно использовал в спаррингах Ояма
и уракэн-ути. По технике исполнения он напоминал
вариант этого удара, зафиксированный в ката Сайха, в
котором после удара локтем одной рукой захватывают руку противника, а другой наносят
ему уракэн-ути в лицо. Ояма
Ясухико рассказывает: «Точно так же, как в этом ката,
сосай с помощью движений плечом и локтем рассеивал
внимание противника, нарушал его дыхание, затем молниеносно наносил кин-гэри в пах и часто продолжал атаку ударом уракэн передней рукой».
Уракэн-ути служил для подготовки основной атаки и раздергивания
противника. «Оценив моё киай и дыхание, он наносил
удар уракэн-ути в лицо, а когда я, испугавшись,
закрывал его, тут же бил уракэном по открывшемуся
боку живота. Когда я невольно опускал оба локтя, он накрывал мое лицо
основанием ладони и надавливал на него», - вспоминает Ояма
Ясухико.
Хотя уракэн-ути считается ударом несиловым,
Ояма и его превратил в грозное оружие. Като Сигэо делится своими впечатлениями об этом «легковесном» и
«неопасном» приеме: «В боях с сосаем я не раз
пропускал удар уракэн-ути из положения с разведенными
в стороны руками и каждый раз слышал: «Ну, ты как? Нормально?» А у меня при
этом ноги подкашивались».
Мэ-цуки
Наконец, Ояма акцентировал
внимание своих учеников на уколах и хлестких ударах пальцами по глазам, которые
он считал эффективнейшими приемами. «Также часто он «угощал» нас и ударами по
глазам, используя уколы пальцами (нукитэ).
Молниеносный удар голой рукой по глазам был весьма эффективен, после него слезы
катились градом - не остановишь»!
Ясуда Эйдзи сообщает, что
тычки пальцами в глаза Ояма отрабатывал на мишенях из
картона.
Удары ногами
Читатели учебников по Кёкусинкай
«Что такое каратэ?», «Это каратэ» и др., написанных Оямой
Масутацу, прекрасно знают, что он владел практически
всем арсеналом ударов ногами каратэ и, несмотря на грузность, был способен бить
в голову и даже выше. На одном фото в старой книге по Кёкусин
Бобби Лоу Ояма запечатлен
наносящим удар ёко кэагэ на
добрый десяток сантиметров выше собственной головы. По воспоминаниям Накамуры Тадаси, даже разменяв
четвертый десяток, Ояма, «похоже, был в самом
расцвете сил. Хотя он был человеком крупным, движения его были чрезвычайно
быстрыми, а тело очень гибким, например, он мог выполнять полный поперечный
шпагат... Маваси-гэри и ёко-гэри
в уровень головы он наносил «со свистом»».
Но самым любимым ударом Оямы
был... кин-гэри - банальный удар ногой в пах, который
ученики начинают осваивать буквально с первого занятия.
Удар ногой в пах кажется настолько простым (кто-то скажет
«примитивным»), что как-то совсем не вяжется с образом мастера. Показательна в
этом плане фраза Оямы Ясухико,
которой он открывает рассказ о кин-гэри: «Как ни
странно, сосай использовал также и удар ногой в пах».
Ояма
Ясухико рассказывает, как однажды во время тренировки
основатель Кёкусин поделился с учениками своими
взглядами на значение кин-гэри и своим опытом в ею
использовании: ««Слушайте все! В Америке есть такие здоровяки, что похожи на
привидение. Того, мой продюсер, совершенно не зная характера американцев,
как-то вцепился в меня и стал выкрикивать: «Мас Ояма - самый сильный уличный боец в мире. Он вызывает на
бой любого желающего! Если кто-то сможет его уложить, я заплачу ему тысячу
долларов»! Я совершенно не понимал английского языка и потому, одиноко стоя
посреди квадратного ринга, всеми силами старался понять, что он такое говорит.
Вдруг зрители зашумели. Произошло это, когда Того произнес: «Ван саудзан дара» - «Тысяча долларов»! Не зная даже алфавита
английского языка, я только и понял, что эту фразу «ван
саудзан дара!» Ха-ха-ха!» При этих словах учителя мы
все невольно рассмеялись. «Под ужасный гул, несшийся со всех концов зала, со
своего места поднялся здоровенный мужик. Тут я сообразил: «А-а, так они хотят,
чтобы этот мужик схватился со мной»! В разных концах зала встало еще несколько
человек, но тут Того поднял вверх один палец и сказал: «Онри
ван»! - «Только один»! Под смех и аплодисменты мужик
в джинсах и футболке направился к рингу.
Чем ближе он подходил ко мне, тем здоровее становился. Он
поднялся на ринг и уставился на меня сверху вниз. Головой я ему едва доходил до
груди. Стоя передо мной, он казался мне здоровенной двустворчатой дверью. Я
невольно оглянулся на Того: у него от неожиданности даже рот раскрылся: «О-о, биггу!..» - «Здоровый!...». Вот тебе и «здоровый» - надо же
характер зрителей знать, когда такое устраиваешь!
«Ояма, Ояма!
- закричал мне Того. - Все нормально! Нормально! Тысяча долларов - деньги
немалые!» Рефери смотрел на нас, не понимая ни слова. Мужик также с
любопытством оглядел меня и, в конце концов, расхохотался и сказал, обращаясь
ко мне: «Ну, что?! Схватимся?» Честно говоря, у меня колени задрожали. Мужик
что-то злобно закричал и пошел на меня, намереваясь схватить меня обеими руками.
И тогда я машинально ударил его в пах левой ногой. Эффективность -
стопроцентная! Ха-ха-ха!
Сейчас все это кажется смешным, но этот удар ногой у меня
получился совершенно машинально. С воплем «У-у!» мужик присел на корточки.
Машинально я чиркнул пальцами по его глазам. Затем придавил лицо мужика левой
рукой и нанес ему правый гяку-дзуки в бок. Мой кулак
глубоко погрузился в его тело. На этом все и закончилось.
При виде этого зрители пришли в бешенство. Начался ужасный
гвалт. Мне пришлось спасаться из зала бегством под защитой шерифа, охранявшего
зал. Потом я понял, из-за чего зрители взбесились: у них бить ногой в пах
считается подлостью. Похоже, именно этот удар и разъярил их.
Ударом кин-гэри нужно овладеть в
совершенстве. Кроме того, обязательно нужно защищать пах. Разобьют тебе
«золотую мишень» - и все, конец! Ха-ха-ха».
Постоянно использовал удары в пах Ояма
и в спаррингах со своими старшими учениками. Тот же Ояма
Ясухико вспоминает: «Сосай
мастерски выполнял удар ногой в пах. Бывало, если при ударе ногой широко
размахнешься, то нога сосая тут же молниеносно
вылетит навстречу. Нанеся удар, он со смехом говорил: «Запомни, яйца - душа
мужчины, хэ-хэ-хэ...!»». То же самое говорит и брат Ясухико, Сигэру: «Сосай очень часто бил ногой в пах, причем у него было
замечательное чувство тайминга, и удара не мог
избежать никто. Нанеся удар в пах, сосай спрашивал:
«Ну, как? больно?»».
Некоторые нюансы использования ударов в пах раскрывает Ясуда Эйдзи: «Поскольку во время
спарринга оба противника движутся, то Ояма считал,
что удар ногой должен быть нацелен немного в сторону от центральной линии
противника... Обычно при ударах ногой нет нужды специально метить в пах, но,
если такие удары применяют, то, поскольку противники движутся, важно метить
«между бедрами». Дело в том, что попасть движущемуся человеку в пах ударом ноги
непросто. Это большая удача, если удается нанести удар поддевающим движением
снизу между ног противнику».
Кроме кин-гэри Ояма в совершенстве владел и широко использовал такие удары
ногами как маэ-гэри, кансэцу-гэри,
усиро-гэри и хидза-гэри.
Стараясь не травмировать младших учеников, во время спаррингов в зале он
предпочитал прямые атаки на среднем уровне, выполняемые строго по прямой.
«Обычно, выполнив маэ-гэри левой ногой, сосай тут же разворачивался и наносил правый усиро-гэри, в который вкладывал движение бедрами, так что
тот часто напоминал ёко-гэри. Удар пяткой был
настолько сильным, что всегда сбивал с ног даже очень крупных парней», -
вспоминает Ояма Сигэру.
ОямаСигэру
Род. 7 июля 1935 г. Один из первых
учеников основателя Кёкусин (учеником Оямы стал в 15 лет) и инструктор «додзё
Оямы». Родной брат и соратник Оямы
Ясухико. В 1965 г. отправился пропагандировать Кёкусин в США. 17 сентября 1966 г. успешно прошел
тест в 100 боев. Позднее вышел из Международной организации Кёкусин-кай и в 1985 г. основал Всемирную организацию каратэ Оямы (WorldOyamaKarate). В настоящее время - глава (сосю) Всемирной организации каратэ Оямы,
10-й дан.
Удары Оямы обладали колоссальной
разрушительной мощью. Поэтому основной проблемой в спарринге с учениками для
него было не вложение максимума силы в удары, а наоборот ее контроль. Като Сигэо вспоминает: «У него также были мощнейшие удары маэ-гэри и хидза-гэри, но,
поскольку для противников вроде меня они были слишком опасны, он просто не мог
их использовать во время кумитэ». К нему
присоединяется и Накамура Тадаси:
«В спарринге маваси-гэри он почти всегда наносил
подушечкой пальцев (тюсоку) и очень осторожно, чтобы
не ударить слишком сильно».
Техника защиты
Для защиты Ояма использовал
мягкие отводящие блоки. «Я в ту пору был уверен, что правый маэ-гэри
у меня классный, но и им я не мог пробить защиту учителя. Он мягко парировал
мои удары, словно обволакивая ногу ватой, и в следующее мгновение я уже падал
на пол», - вспоминает Като Сигэо.
Удары ногами Ояма часто не
блокировал, а, опустив локоть вниз, отбивал противнику голень.
Ояма
широко использовал блоки запястьем (кокэн -
«кулак-дуга») и основанием ладони, которые прорабатывал в своем любимом ката Тэнсё. Рассказывает Накамура Тадаси: «В спарринге с динамично атакующим противником
кантё сближался, блокировал удары руками противника своим кокэн,
а затем основанием или ребром ладони той же руки наносил удар в живот, ловко
пользуясь чрезвычайно короткими движениями».
Многие удары Ояма принимал на
корпус. «Очень часто мои удары руками и ногами сосай
принимал своим могучим телом, - говорит Ояма Ясухико. - Во время кумитэ с ним
он не раз говорил мне: «Подходи! Бей»! - и, когда я решался на атаку и наносил
удары, только брызги пота летели мне в лицо. «Еще сильней»! - требовал сосай, и после моего очередного удара его ладонь откуда-то
сверху накрывала лицо, а подошва ноги окончательно припечатывала меня к полу.
Такие схватки действительно приносили удовлетворение, но к нему иногда
примешивалось удивление: почему же сосай позволяет
себя бить, а в итоге достается мне одному?»
Соэно Ёсидзи
Один из первых
учеников Оямы Масутацу. В
юности странствовал по залам различных школ боевых искусств, всюду вызывая на
бой их представителей, и познакомился с различными направлениями будо. Участвовал в боях с представителями тайского бокса
и кик-боксинга, некоторое время обучался в
Таиланде. Позднее создал собственную школу каратэ Сидо-кан.
В настоящее время - обладатель 10- го дана.
В отличие от многих сегодняшних спортсменов Ояма не просто «держал удар», полагаясь исключительно на
силу и закалку корпуса, хотя благодаря своей фантастической кондиции он и это
мог себе позволить (как говорит Накамура Тадаси, «все наши удары руками и ногами в живот и грудь для
него были нипочем»). С помощью микроуклонов он
нейтрализовал разрушительную мощь ударов противника и, не тратя время на блоки,
мгновенно переходил в контратаку. «Сосай Ояма, били его руками или ногами, никогда не принимал удар,
стоя на месте. Чуть-чуть сместив в сторону уязвимую точку, в момент удара он
сближался с противником и буквально сносил его с ног. Эта мгновенная защита с
атакой в его исполнении была просто великолепна. Скажу более того. Никакой
защиты он при этом не применял: сначала была атака его противника, а затем его
собственная атака, и все. Сосай считал, что, если
удар блокировать, то контратака будет слишком запаздывать, и что, если ты
хочешь уложить противника, блокировать не следует. Поэтому сосай
одновременно с атакой противника сближался с ним скользящим шагом и наносил
удар рукой или ногой таким образом, что со стороны казалось, будто два тела
сталкиваются друг с другом», - рассказывает Като Сигэо.
Другой ученик Оямы, Ояма Сигэру рассказывает
следующее: «Часто он намеренно подставлял под удары грудь и другие места, и я
до сих пор помню, как брызги его пота после таких ударов попадали мне в глаза,
которые тут же начинало щипать. «А, хорошо! Давай еще раз!» - такое ощущение
возникало иногда во время подобных кумитэ. Однако обычно,
если я атаковал ударом справа, тут же следовала контратака левой ладонью в
лицо, за которой мгновенно наносился удар правым кулаком и т.д….
Но, что ни говори, самым опасным ударом ногой у сосая
был удар ногой в пах».
Истоки боевого стиля
Касаясь вопроса, как происходило формирование боевого стиля
Оямы, Ясуда Эйдзи указывает на то, что мастер в разное время изучал
различные школы каратэ - Сётокан-рю, Годзю-рю и др. - и другие будо -
дзюдо, Дайто-рю айки дзю-дзюцу. В частности, он пишет: «Стиль кумитэ учителя, который мне довелось видеть, включал самые
различные элементы. Поскольку он изменялся, реагируя на действия партнера, то у
него не было жестко фиксированных форм вроде того, что, если противник
использует такой-то прием, я отвечу таким-то приемом. Что касается изготовок к
бою, то он использовал и стойку нэкоаси-дати из Годзю-рю, и стойки с широко расставленными ногами из Сётокан-рю. Нэкоаси-дати
позволяла исполнять технику с высокой скоростью, а стойки из Сётокан-рю обеспечивали большую силу в движениях с
вложением бедер. Таким образом, он, как говорят в боевых искусствах, «сочетал
длинное и короткое».
Ударам кулаком передней рукой с выпадом ои-дзуки,
сэнсэй предпочитал правый гяку-дзуки,
а что касается ударов ногой, то чаще всего он использовал маэ-гэри.
Он больше любил не прямолинейные, а круговые движения типа
движений ката Канку. Естественно, что он блокировал и
бил в ответ, но не по прямой линии, а круговыми движениями, двигаясь по дуге
вокруг противника. Впоследствии в своих книгах он назвал такой стиль боя
«круговым кумитэ» - «эн-но кумитэ», но в те времена такого слова еще не было. Он
никогда не блокировал простым отбивом, но всегда прихватывал (какэ) конечность противника. Мы все, используя различные
блоки на верхнем и среднем уровне, выполняем защиты с прихватом руки
противника. Вероятно, такая техника родилась благодаря тому, что сэнсэй изучал различные виды будо.
Прихватив руку противника, он сливался с его движением,
закручивал его, применял болевые приемы. Конечно, доводить все эти приемы до
конца было немыслимо, и он всегда останавливал прием на определенной стадии его
развития. В свой стиль каратэ Ояма включал самые
различные приемы, и именно этим он отличался от всех других наставников. Я
думаю, что учитель таким образом исследовал эффективные в боевом отношении
технические приемы. Изучая различные виды техники, он включал их в свое каратэ.
Он прихватывал противника передней рукой или обеими руками, двигаясь по кругу,
уходил вбок от него «в мертвую зону» в такую позицию, откуда можно было нанести
удар рукой или использовать любой другой прием. Сэнсэй
занимался также и дзюдо и в спарринге мог так бросить своего ученика, что тот
даже не мог понять, как оказался на земле. Тогда он объяснял, говоря что-то
вроде: «Вот тут у тебя дыра...»
Если Ояма наносил удар кулаком сэйкэн-дзуки, то бил на среднем уровне. На лицо же он
просто нажимал ладонью и никогда по-настоящему не бил по мишени. Он часто
использовал такие удары как уракэн-ути, маваси-ути и фури-ути. Он
применял их, двигаясь вокруг противника. Видимо, эти элементы пришли в Кёкусинкай из Годзю-рю.
Как бы там ни было, техника Оямы
была очень богата, а его прямой удар кулаком, несомненно, обладал колоссальной
разрушительной силой, но реально удары в солнечное сплетение своим ученикам он
наносил, разве что в ката».
Совсем иную позицию по этому вопросу занимает Като Сигэо: «Техника сосая Оямы - это не техника, которой его кто-то научил. Конечно,
это техника каратэ, но все же это техника, которую он усвоил телом во время
затворничества в горах и в боях с быками на скотобойне.
У меня есть знакомый, который работал на скотобойне в Татэяма. Он даже самых азов каратэ не знает, и о сосае Ояма никогда не слышал, но
однажды во время разговора со мной он рассказал мне следующее: «У нас на
скотобойне был один странный парень. Он взваливал на себя быков весом под
триста килограммов или лупил их голыми руками. В то время как мы били быков
молотками по голове, он голыми руками лупил их по башке, бил по рогам».
Вслушавшись, я сообразил, что речь идет о сосае Ояме в дни его молодости. Быки, которых сосай
Ояма бил голыми руками, едва сознание не теряли. У
некоторых из них череп трескался, начинались конвульсии. Когда я спросил
знакомого: «А что было бы от такого удара с человеком»? - тот ответил: «Да он
бы ему просто шею сломал»!
Когда я услышал это, я подумал: «Да, сосай
Ояма был действительно крут»! И в то же мгновение я
понял, что сосай владел техникой иного,
сверхчеловеческого порядка, постиг, что эта техника была рождена его
собственным телом в процессе беспрерывной тренировки и неустанного поиска.
Свое абсолютное, совершенное чувство времени, позволявшее
ему уходить от атак противника, он обрел, когда на него бросались быки, а он,
не пытаясь остановить их силой, мгновенно хватал их за рога и отворачивал им
головы. Ту замечательную скорость, которая позволяла ему сближаться с
противником в момент его удара, он также приобрел, сражаясь с быками. Я в этом
абсолютно уверен. Тому, кто сумел совладать со скоростью несущегося быка,
ничего не стоило справляться с противниками из числа людей.
Сосай Ояма не раз говорил:
«Главное - сила»! Но и эта его идея, видимо, родилась у него под влиянием боев
с быками. В спарринге с человеком можно сбить его с ног дважды или трижды, но в
бою с быком, если ты не обладаешь мощью, достаточной для того чтобы уложить его
одним ударом, тебе придет конец».