Японское искусство владения мечом

Кэндзю́цу (или кендзю́цу яп. 剣術, «искусство меча») — японское искусство владения мечом. Зародилось около 1 200 лет тому назад с появлением класса воинов.

Кэндзюцу представляет собой уникальное явление — дошедшее до нас из глубины веков искусство владения японским мечом. В отличие от кэндо, боевого пути, делающего упор на воспитании духа занимающегося, в кэндзюцу вместо до (пути) во главу угла ставится дзюцу (искусство). И акцент делается именно на мастерство владения оружием, в то время как воспитание характера является важной, но тем не менее сопутствующей дисциплиной.
Как правило тренировки в кэндзюцу проводятся с использованием деревянных моделей мечей (боккэнов). Наиболее распространенным видом тренировки является выполнение ката, форм, в которых зашифрованы боевые ситуации. Путём многих тысяч повторений ката владение мечом усваивается на уровне рефлексов, что позволяло фехтовальщику сражаться, не задумываясь.
В кэндзюцу в основном работают с мечом, уже вынутым из ножен, поэтому предусматривается манера поведения, во всех отношениях жёсткая и агрессивная, угрожающая и демонстрирующая силу. Основное оружие в кэндзюцу — дайто (большой меч). При достижении определённого уровня подготовки занимающийся может также работать с коротким мечом — сёто, а также с двумя мечами, обычно длинным и коротким. Кэндзюцу можно найти в документах более чем пяти тысяч рю. Первая из известных рю, развивающая кэндзюцу — это Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, которую основал в 15 веке Иидзаса Тёисай Иэнао.
Рю: (流) слушать (info) — японский термин, обозначающий течение, либо стиль в какой-либо области искусства или религии. В западных языках чаще употребляется по отношению к боевым искусствам. В рамках одной школы будзюцу до эпохи Эдо обычно изучалось несколько видов БИ. Позднее появились школы посвящённые лишь одному виду будо.
Виды бу-дзюцу
Обязательные виды (имелись во всех школах):
тайдзюцу — искусство владения телом (в некоторых школах это означало просто фехтовальные передвижения, в других тоже самое что и дзю-дзюцу)
кэн-дзюцу — фехтование на мечах
Престижные виды (имелись не во всех школах, но иметь их считалось престижным):
кю-дзюцу — стрельба из лука
ба-дзюцу — езда на коне
Важные виды (имелись не во всех школах, но иметь их считалось полезным):
иай-дзюцу — техника ношения меча и ножен, а также его подвид батто-дзюцу — техника мгновенного обнажения меча с ударом.
дзю-дзюцу — борьба без оружия
Виды, связанные с фехтованием:
яри-дзюцу — фехтование на копьях
нагината-дзюцу — фехтование на глефах (иногда нагината переводят как «алебарда»)
танто-дзюцу — фехтование на тесаках (иногда танто переводят как «нож»)
бо-дзюцу — фехтование на шестах
дзё-дзюцу — фехтование на дубинках
тэцубо-дзюцу — фехтование на дубинках окованных железом
кусари-дзюцу — фехтование на цепях
сасумата-дзюцу — фехтование на рогатинах
содэгарами-дзюцу — фехтование на баграх
Экзотические виды:
суйэй-дзюцу — плавание
ходзё-дзюцу — связывание
ядомэ-дзюцу — отбивание и перехватывание стрел
батто-дзюцу — альтернативное выхватывание оружия первым (создано в эпоху Эдо)
хо-дзюцу — стрельба из огнестрельного оружия (этот раздел практически исчез в эпоху Эдо в связи с запретом на ношение и хранение огнестрельного оружия)
сюрикэн-дзюцу — метание сюрикэнов
Виды, имевшиеся только в школах ниндзюцу:
синоби-дзюцу — шпионаж
саймин-дзюцу — гипноз
хэнсо-дзюцу — переодевание
онсин-дзюцу — маскировка
интон-дзюцу — уход от погони

В эпохи Эдо и Мэйдзи многие из «дзюцу» (искусств) выделились как рю, посвящённые только одному «дзюцу» (а не нескольким сразу, как было до этого), превратились в «до» (пути). Так, например, кэндзюцу, выделившись отдельно, превратилось в кэндо.

Японские мечи
Японский меч (яп. 日本刀 нихонто:?) — меч, произведённый по традиционной японской технологии из композитной стали с контролируемым содержанием углерода. Название также используется для обозначения однолезвийного меча с характерной формой слабо изогнутого клинка, бывшего основным оружием воина-самурая.
Японская технология изготовления мечей из железа начала развиваться с VIII века и достигла наивысшего совершенства к XIII веку, позволяя изготавливать не просто боевое оружие, но настоящее произведение искусства, которое не удаётся воспроизвести в полной мере даже в современности. На протяжении примерно тысячи лет форма меча практически не менялась, незначительно видоизменяясь главным образом в длине и степени изгиба в соответствии с развитием тактики ближнего боя. Меч, являясь одной из трёх древних регалий японского императора, обладал также ритуальным и магическим значением в японском обществе.
Типы японских мечей

Большие мечи:
Нагамаки
Нодати
Одати
Окатана
Длинные мечи:
Тёкуто
Дотануки
Катана
Син тунто
Тати
Цуруги
Утигатана
Айкути
Короткие мечи:
Тизикатана
Кодати
Сикомидзуэ
Вакидзаси
Ножи/кинжалы:
Хативара
Танто
Ёрои тоси
Тренировочное оружие:
Боккэн
Иайто
Синай
Субурито
Тарэн бо